Цена на дизельное топливо в Казахстане побила новый рекорд

Цена на дизельное топливо в Казахстане побила новый рекорд: сейчас за литр когда-то самого доступного вида топлива на АЗС просят 187 тенге за литр. Эксперты говорят, что всему виной целый набор предпосылок. Это и сезонное удорожание к уборочной кампании, и повышение акциза на продукт. Влияет и цена у соседей.

Ежедневная смена цифр на табло АЗС для казахстанцев уже стала нормой. Люди привыкли, что самую ходовую марку, АИ-92 лихорадило в течение нескольких лет. Спокойными были только автовладельцы с дизельными агрегатами, ведь солярку считали более доступным топливом с учетом того, что ее производство менее затратно. Но сегодня цены бьют все рекорды – 187 тенге за литр. За три месяца рост почти на 40 единиц.

Больше всего «топливные качели» ощутили на себе аграрии. На осенние полевые работы им необходимо почти 395 тысяч тонн топлива. Сейчас заводы готовы отпускать фермерам дизель по 150 тенге за литр, хотя в августе 2017 они платили чуть меньше ­– 115 за литр. В течение года солярка только дорожала, ведь ее, как и бензин, государство не регулирует. Это при том, что сейчас наши НПЗ производят 90% от общей потребности страны.

РУСТЕМ КАБЖАНОВ, исп. директор ассоциации «Kazenrgy»:

– Удорожание произошло за счет увеличения ставки процессинга на заводах. По результатам модернизации есть определенные затраты, которые в структуру себестоимости ложатся. И вопрос по влиянию внутреннего акциза – он тоже дал свой рост.

Решение о повышении ставки акциза на дизель принимали в Министерстве национальной экономики. Чиновники не мелочились, и с 540 тенге изменили на 9 300 за тонну. Если раньше с каждого литра солярки платили 40 тиын, то теперь – 7,5 тенге. Такая мера будет действовать до 1 ноября.

СЕРГЕЙ СМИРНОВ, аналитик нефтегазового рынка:

– В плюсе тут остаются, естественно, не потребители. В плюсе остается бюджет, поскольку в 17 раз повышается акциз. Соответственно, повышаются отчисления в бюджет. Выигрывают, безусловно, оптовики. Проигрывают все остальные, в том числе особенно аграрии.

Рост цены на дизель, безусловно, ощутят на себе простые граждане – то есть, мы с вами, ведь как минимум 15% от цены на товары составляют затраты на логистику.

ИЛЬЯ РЫБИН, корреспондент:

– В последний раз стоимость дизеля была равна цене на 92 бензин в августе прошлого года. Сейчас он дороже на 34 тенге. При этом аналитики не дают утешительных прогнозов, ведь в условиях открытого рынка на колебание цен влияют и соседи. К примеру, в Кыргызстане за литр 92 платят почти 220,  а за дизель – 227 тенге. В Узбекистане – 239 и 189 соответственно. И в Российской Федерации, откуда мы экспортируем нефтепродукты, 231 тенге и 246 за солярку. То есть, рост неизбежен.

Илья Рыбин, Дидар Елеуов

Похожие новости

Абитуриенты, получившие гранты, со скандалом вынуждены добиваться мест в университете

Абитуриенты, получившие гранты, со скандалом вынуждены добиваться мест в университете

Тенге укрепляется уже четвертый день подряд

Тенге укрепляется уже четвертый день подряд

В Астане встреча владельцев квартир с оператором госпрограммы едва не закончилась дракой

В Астане встреча владельцев квартир с оператором госпрограммы едва не закончилась дракой
 
Комментарии